Влияние внутренних биологических часов на время наступления острых клинических состояний, например, инсульта или инфаркта, было обнаружено автором исследования Эндрю Лимом, сотрудником бостонского медицинского центра Бет-Исраэль (США).
По сведениям РИА Новости, Лим со своими коллегами занимались поиском генетических признаков, которые указывают на повышенный риск развития болезни Паркинсона или болезни Альцгеймера. В исследовании принимали участие приблизительно 1,2 тысячи человек в возрасте от 65 лет. Все пациенты постоянно носили специальный браслет для фиксации смены сна и бодрствования.
Ученых очень удивила сама расшифровка геномов участвовавших в эксперименте пожилых людей. Оказалось, «совы» (которые склонны поздно ложиться спать и поздно просыпаться утром) имеют генетические отличия от «жаворонков» (любителей раннего пробуждения и раннего засыпания).
Лиммом со своей группой было обнаружено единичный нуклеотид (это азотистое основание, так называемый «кирпичик» молекулы ДНК) рядом с геном «Period 1», который отличается у «сов» и «жаворонков». Примерно у 40% людей в этой точке находится гуанин (G), а у 60% - аденин (A).
Так как каждый человек является обладателем двойного набора хромосом, то каждый из нас есть владельцем набором A-A, G-G или A-G.
Исследования показали, что люди с комбинацией G-G просыпались на час позже, чем владельцы комбинации A-A, а те, кто имел в геноме «запись» A-G – на полчаса раньше первых.
После того, как исследователями были проанализированы случаи летальных исходов участников эксперимента (многие из них присоединились к нему более 15 лет тому назад, в возрасте 65 лет), ученые выяснили, что такая же генетическая вариация может указывать и на час смерти.
Пациентов с A-A или A-G в генотипе смерть постигала накануне 11 часов утра, как и большинства людей, в то время как носители набора G-G в среднем не доживали до 6 часов вечера.
Эндрю Лим уверяет о необходимости дополнительных исследований для определения механизма, который связывает те или иные генетические особенности с особенностями функционирования биологических часов.